Как рисование влияет на развитие ребенка?

размещено в: Статьи | 0

Изобразительное искусство представляет собой перенесение своего восприятия реальности на бумагу. Художники могут создавать шедевры, поражающие воображение, но даже ребенок способен нарисовать простую картину, чтобы выразить свои эмоции. Практически все дети пытаются рисовать окружающие их предметы и людей, и по ним можно увидеть, как развивается и что чувствует малыш.

Психологи отмечают, что при нормальном развитии начинают рисовать раньше, чем внятно говорить. При этом полотном выступает не только лист бумаги, но и любой удобный предмет. Такие ранние порывы естественны, поскольку малыш пока не может передать информацию посредством общения, но его впечатления от мира нуждаются в выражении.

В процессе взросления происходит бурный рост восприятия, умственного развития, мелкой моторики и зрения. Рисование же это один из способов освоить такие важные навыки и научиться контролировать их.

Этапы развития детского изобразительного творчества

Можно выделить основные этапы развития творчества малыша, в зависимости от его возраста. Эволюция рисунков не свидетельствует об уровне развития в целом, но помогает увидеть, насколько ребенок научился выражать свои чувства.

Впервые дети берут карандаши и фломастеры еще в младенчестве. Результаты их занятий пока нельзя назвать рисунками, поскольку это хаотичные точки, линии и проколы в бумаге, не имеющие смысла. В таком возрасте младенцы еще не осознают, чем они занимаются и просто осваивают движение своих рук. Этот период можно назвать до изобразительным этапом.

Следующий период наступает лишь в 2,5 года и обычно длится до 3 лет. С точки зрения уровня рисования его можно назвать этапом узнавания. По мнению психологов в этом возрасте ребенок начинает ассоциировать предметы с их внешней формой. В это время рисунки малыша начинают обретать для него смысл.

Примерно в 3 года ребенок начинает рисовать изображения намеренно. Это продолжение предыдущего этапа, однако такое творчество уже можно назвать рисованием. Малыш предварительно формулирует для себя цель для изображения и может сказать, что он пытается нарисовать до начала процесса. Этот период тесно связан с первым переходным возрастом и появлением базовой самостоятельности, то есть осознанием себя как личности.

В 4 года ребенок начинает рисовать не свои мысли и эмоции, а конкретные предметы с натуры. Малыш сравнивает рисунки с предметом в процессе творчества. С точки зрения общего развития это является отражением сопоставления себя и своих действий с окружающими, то есть периода социализации.

Начиная с 5 лет у детей появляется схематическое мышление, что находит выражение в структурированных рисунках. У ребенка появляется гибкость ума, и он осознает много вариантность своих действий. Рисование в этом возрасте помогает адаптироваться к разнообразию условий и подготовиться к последовательному усвоению различной информации на уроках.

Роль рисования в формировании личности малыша

В целом можно отметить, что добровольное рисование оказывает только положительное влияние на развитие ребенка. Процесс создания изображений задействует зрительные, двигательные и тактильные рецепторы, улучшая восприятие. Развивается память, мелкая моторика, мышление, логика и концентрация.

Совмещение умственной и физической активности для получения результата приносят малышу большую пользу. Единственное, чего следует избегать родителям, так это принуждения и попыток улучшить качества рисунков малыша. В дошкольном возрасте рисование напрямую связано с состоянием психики и является лишь его отражением.