Как стимулировать развитие речи у ребенка?

размещено в: Статьи | 0

Речь можно назвать одним из важнейших приобретений малыша в дошкольном возрасте. Ее развитие это необходимое условие для формирования личности и основа для дальнейшего воспитания. От уровня и качества словарного запаса зависит интеллектуальное развитие ребенка, его социальные навыки и возможность обучения.

Развитие речи начинается, когда малыш хочет выразить свои эмоции и ощущения, быть понятым и услышанным. Первые попытки предпринимаются практически с самого рождения. В возрасте пары месяцев это плач и крики, которые затем переходят в лепет и гуление, после чего малыш начинает говорить первые осознанные слова.

Простые методы развития речи

Скорость обучения понятным словам и простым предложениям зависят от самого малыша и его родителей, поэтому независимо от интеллектуальных способностей носят индивидуальный характер. Речь можно стимулировать, начиная с рождения. От воспитания во многом зависит, насколько быстро малыш пройдет все этапы от первых криков до коротких фраз.

Большинство родителей интуитивно используют простые приемы, чтобы помочь ребенку заговорить. Все их можно выделить в несколько эффективных приемов:

  • общение с малышом как со взрослым;
  • чтение книг вслух;
  • занятия мелкой моторикой;
  • имитация диалогов между игрушками;
  • пение и поэзия.

Первые три методики просты в исполнении и применяются повсеместно, тогда как творческую деятельность можно рассмотреть подробнее и узнать наиболее продуктивные способы.

Народное творчество — как средство развития речи детей дошкольного возраста

Многие педагоги отмечают важность русского народного творчества при воспитании ребенка, особенно в первые годы жизни. Литературный гений народа позволяет не только приобщить малыша к духовной жизни, но и стимулировать его развитие. Не менее важно использовать и классику устного творчества любых жанров.

Для развития речи наибольшее значение имеет именно пение. В отличие от прозы и стихов, песни содержат определенный ритм, понятную гармонию и простые предложения, легкие для восприятия. Когда малышу поет его мама, он может наблюдать за ее мимикой, эмоциями и наблюдать за движением губ. Все это помогает ребенку понимать слова, ритм и мелодию, благодаря чему он быстрее научится самостоятельно воспроизводить услышанное.

Важно, что самостоятельное пение помогает в развитии значительно лучше аудиозаписей, по перечисленным выше причинам. Поэтому родителям стоит напевать простые мотивы для малыша, независимо от вокальных данных. Народное творчество используется на протяжении многих веков, и можно сказать, что оно создано для этого. Необязательно напевать народные песни для стимулирования речи малыша, но их использование наиболее оправдано.

Кукольный театр — как средство речевого развития детей раннего возраста

Большое значение для речевого развития имеет театрализованная игра. Кроме повышения словарного запаса, она стимулирует активную речь и совершенствует артикуляцию. При использовании кукол для разыгрывания диалогов можно применять характерные героям интонации, что позволяет ребенку четко понять характер героев и смысл речи.

Среди родителей популярно мнение, что важно учить ребенка читать, считать и писать. Это верно, но без развития речи, для которой театрализованная игра один из самых действенных методов, невозможно полноценное формирование личности. Ребенок, учившийся говорить, глядя на кукольный театр, общается более выразительно и грамотно, чаще импровизирует и быстрее запоминает новые слова.