Как вырастить ребенка умным и счастливым: методики раннего развития

размещено в: Статьи | 0

В каждом ребенке заложен собственный потенциал и определенный набор талантов. Если их своевременно обнаружить и развивать это может дать толчок к дальнейшему личностному росту. К сожалению, большинство родителей не имеют педагогического опыта и не знают, как правильно развивать малышей. Поэтому существуют специальные методики, занятия по которым помогут воспитать талантливого, счастливого и умного малыша.

Известные педагогические методики раннего развития

Популярные и широко используемые системы раннего развития малышей это методики от таких педагогов, как:

  • Глен Доман;
  • Мария Монтессори;
  • Сесиль Лупан;
  • семья Никитиных.

Метод Глена Домана, военного нейрохирурга из Америки, был создан в 40-х годах прошлого века и успешно применяется до сих пор. Первоначально методика разрабатывалась для отсталых детей с травмами мозга, но показала свою эффективность для любых малышей. Она заключается в стимулировании органов чувств, что усиливает активность мозга. Для этого используются яркие карточки со словами или точками, которые ребенку следует прочесть или сосчитать. Также малышу предлагается повертеть какой-либо предмет. Занятие занимает несколько секунд но, при повторении десятки раз в день, даже в первый год жизни можно развить способности ребенка.

Метод итальянского учителя Марии Монтессори это обучение детей в формате самостоятельных игр. Разработана методика была более 100 лет назад, но в России применяться начала лишь в 90-е годы прошлого века. Принцип заключается в том, что дети сами устанавливают ритм занятий и используют дидактический материал в любых целях, без вмешательства взрослых. Учитывая специфику, начинать занятия по Монтессори, то есть создавать подготовленную среду, имеет смысл лишь когда малышу исполнится 2,5-3 года. Обучение длится на протяжении всего дошкольного периода и, по мнению многих педагогов, эффективно до 12-14 лет.
Метод Сесиль Лупан является адаптацией принципов Домана с добавлением эмоциональной и творческой составляющих. Основная идея состоит в учете личных качеств и интересов малыша. Принципы заключаются в том, что ребенка следует увлекать, но не экзаменовать, игра должна заканчиваться с потерей интереса, а лучшие воспитатели для ребенка это родители.

Семья Никитиных создала систему, балансирующую между чрезмерным вниманием и отсутствием воспитания. Принципы состоят в том, чтобы предоставить малышу время для самостоятельного творчества, но не ограничивать уход в бытовом обслуживании. Никитины считали, что для малыша важен естественный труд, творчество и занятия на природе. Суть методики заключается в самостоятельной разработке распорядка ребенком с контролем родителей за его исполнением.

Узконаправленные методики обучения чтению и рисованию

Существуют не только системы общего детского воспитания, но и для дошкольного образования. В частности, это методики Зайцева и Гмошинской.

Система Николая Зайцева для раннего обучения детей чтению первоначально была предназначена для взрослых людей, изучающих русский. Затем было замечено, что такой метод подходит и детям с отставанием в развитии, а позже он был адаптирован для универсального применения. Специальные крупные кубики со складами, оригинальной формой речи, размещаются на доске для работы стоя. Каждый кубик имеет характерные особенности – цвет, наполнение и материал. Обычно, если малыш испытывает сложности с изучением чтения, такой метод позволяет освоить письменный язык задолго до школы.

Грудничковое рисование это система, разработанная Марией Гмошинской и использующаяся для совместного творчества родителей и малышей. Занятия можно начинать с 6-7 месяцев, как только младенец сможет сидеть. Метод позволяет развивать сенсорику, творческие способности и мелкую моторику. Параллельно с рисованием происходит диалог, что развивает слух и позволяет быстрее научить детей разговаривать.