О Марии Монтессори

размещено в: О Марии Монтессори | 0

Мария была единственным ребенком Алессандро и Рейнильде Монтессори, которая родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаравалле. Её отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые. О детстве Марии известно немногое, лишь только то, что её родители делали для своего ребенка все, чтобы она в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение, а в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины.

Будучи ещё в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с присущей ей дисциплинированностью. Особую старательность она проявила в математике. Из воспоминаний её одноклассниц мы узнаем, что даже в театр Мария брала с собой учебник и решала в полутемноте задачки, радуясь найденному неординарному решению. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, которую посещать лицам женского пола запрещалось, но её настойчивость победила все преграды и она была принята в техническую школу для юношей. Здесь Мария решила, что сделает всё от неё зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

Maria-MontessoriОна всё больше увлекалась естествознанием и сделала, наконец, свой профессиональный выбор – детский врач. Но в тогдашней Италии это было невозможно. Медицина была привилегией мужской половины. Но упорство Марии Монтессори опять дало свои плоды – она стала первой женщиной – врачом Италии. Шел 1896 год. Работая в университетской клинике, она получила частную практику. Здесь состоялась её первая встреча с детьми с ограниченными возможностями. Никто не способствовал продвижению этих детей вперед, они были предоставлены себе – после приема пищи больные дети ползали по полу и, собирая хлебные крошки, вылепливали шарики. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окружающая обстановка не способствовала этому. Наблюдая за этими несчастными Монтессори укрепилась в мысли, которая стала отправным пунктом её педагогической системы, что для детей, как больных, так и здоровых – необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.

Погрузившись в проблемы лечения и обучения детей с ограничениями в развитии, Монтессори изучала труды французских психиатров — Эдуарда Сегена и Гаспара Итара. Монтессори приходит к выводу, что слабоумие-это проблема педагогическая, нежели медицинская. Её следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

Монтессори начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше её привлекала антропология, а именно, вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1904 году она получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит различные антропологические исследования в педагогической области. Параллельно изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. На это время приходится формулировка основ её собственной педагогики. Она много работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их. Пробует развивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Её заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессори живо начинает интересовать методика работы со здоровыми детьми, и она решает продолжить учиться дальше. Теперь она изучает педагогику развития здорового ребенка.

6 января 1907 года открылся первый «Дом ребёнка», работа в котором была построена по принципам Монтессори. Она стала руководительницей детского сада, оборудовав его таким образом, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как её дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере ,развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. С 1909 года метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори – педагогике. К Марии приезжают педагоги из Лондона, Барселоны, Парижа. В те годы встретилась с Марией Монтессори и наша соотечественница Юлия Фаусек, которая первая в России открыла по методике Монтессори детский сад.

В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), которая действует и поныне. Монтессори- движение возникает и разворачивается во многих странах мира.

Когда разразилась вторая мировая война, Монтессори с сыном находились в Индии. Семь долгих лет прожила она в этой стране. За это время она обучила своей методике более тысячи учителей.

Она умерла 6 мая 1952 года за несколько месяцев до своего 82-летия. Мария Монтессори похоронена в маленьком городке Нордвиг на католическом кладбище.