Развитие речи, как средства общения у детей дошкольного возраста

размещено в: Статьи | 0

Наиболее активно развитие речи проходит в дошкольном возрасте. Растущие потребности делиться информацией и взаимодействовать с окружающими вынуждают выводить освоение речи на новый этап буквально каждый год с самого момента рождения. Всестороннее развитие невозможно без познания звуковой культуры и основ владения языком. Развиваются различные стороны речи, ее формы и функции.

Составляющие развития правильной речи

При развитии звуковой речи ребенка выделяются правильность произношения и фонетический слух. В речи у детей, их слух не связан с произнесением звуков, поэтому произношение не корректируется самостоятельно. Малыши зачастую четко понимают ошибки в словах и интонации других, но некритично относятся к собственным словам.

Активная речь ребенка состоит не только из фонетики и объема словарного запаса. Примечательным является, что развитие значения слов происходит постепенно. Малыш быстро заучивает нужные слова, при этом не понимая их значения. Например, к началу 2-го года жизни оно слово значит для ребенка лишь один предмет, к концу уже может ассоциироваться с группой однородных вещей, в 3 года различные предметы могут быть объединены в группу по определенному признаку, а в 4 он понимает значение обобщений.

При этом каждое слово понимаемое слово ассоциируется со знакомым предметом или ассоциацией. Оперируя абстрактными понятиями, малыш накладывает их на собственный опыт, поэтому любые обобщения остаются наглядными. В речи дошкольника преобладают те предметы и объекты, которые близки к нему и взаимодействие с которыми происходит регулярно.

Этапы развития речи

Развитие речи как средства общения у детей дошкольного возраста

Логопедическая педагогика вывела универсальную модель развития речи по возрасту.

К концу первого года жизни, словарный запас малыша обычно составляет около 10 слов, поскольку младенческие мимика и жесты имеют ограниченные функции.

В 2 года активный словарь разрастается до 250 слов, включая служебные слова, и позволяя строить простые предложения, понимая при этом речь взрослых.

В 3 года малыш применяет уже около 1200-1500 слов, полноценно используя речь при взаимодействии, ведя осмысленный диалог и подмечая при этом ошибки сверстников.

В возрасте 4 года активный словарь малыша насчитывает более 2000 слов, а средняя длина предложений возрастает до 5-6 слов, что позволяет комментировать собственные действия.

В 5 лет ребенок знает все необходимые ему в жизни слова и полноценно оперирует своими высказываниями, разбавляя их антонимами, синонимами и другими лексическими составляющими. В этом возрасте малыш полностью владеет языком и должен четко проговаривать все звуки.

И лишь в 6-ти летнем возрасте малыш начинает критически относиться к собственному произношению, попутно овладевая производными словами. Это значит, что к тому моменту когда ребенок начнет замечать свои ошибки, его произношение уже окончательно сформируется.

Следовательно, при нормальном развитии речи малыша, она полностью формируется в дошкольном возрасте. Если в 6 лет малыш не научится правильно разговаривать наравне с взрослыми, можно говорить об отставании в развитии. Коррекция речи также должна проходить на этапе обучения, поскольку в противном случае от малыша и логопеда потребуется значительно больше усилий по переучиванию.

Записаться в садик!